Эльбрус имеет две вершины. Самая высокая западная вершина имеет высоту 5642 м, а восточная 5623 м. Считается потухшим вулканом. Имеет коническую форму с диаметром основания около 18 км. Обе вершины Эльбруса покрыты вечными снегами и льдами. Впервые совершил восхождение на Минги-Тау (Эльбрус) в 1829 году карачаевец Килар Хачиров, житель a. Учкулан. 12 августа 1998 года успешно завершилась экспедиция по восхождению на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Группа альпинистов, а с ними жеребцы карачаевской породы Хурзук и Даур оказались на вершине Эльбруса! Эта экспедиция, безусловно, стала весомым аргументом в споре о реальных возможностях лошади карачаевской породы и мифах о ней. Организаторы экспедиции раз и навсегда сказали свое слово в пользу карачаевской лошади и их труд вряд ли возможно пе-реоценить. Сегодня нам представилась уникальная возможность услышать из первых уст ответы на самые волнующие вопросы, связанные с восхождением карачаевской лошади на Эльбрус. Ведь немало скептиков, которые говорят, что лошадь в этой экспедиции играла роль жертвы. Подобные разговоры, скорее всего, последствие неосведомленности. Ведь по сути ни одна другая лошадь не смогла бы вынести такой высоты, не говоря о том, что наши лошади в этой экспедиции стали по-мощниками для альпинистов. Как же на самом деле проходило восхождение, кто стал идейным вдохновителем и организатором этой исторически важной экспедиции, расскажет Биджиев Магомет Ахматович, человек, который не побоялся взять на себя ответственность и в составе экспедиции повел карачаевскую лошадь на самую высокую вершину Европы, на Эльбрус. - Впервые об экспедиции, в которой карачаевские лошади должны были бы продемонстрировать свою выносливость и надежность заговорили еще в 1994 году. Эта мысль неотступно преследова-ла ведущего специалиста Министерства сельского хозяйства и продовольствия КЧР по коневодст-ву, Клычгерия Магометовича Урусова, более двадцати лет посвятившего глубочайшему изучению карачаевской породы лошадей. Уж кто-то, а он знал про них, казалось бы все. Но ему этих знаний было недостаточно без практического их подтверждения. У горцев есть поговорка: «Лошадь – кры-лья горца». Соответствует ли этому карачаевская лошадь? Действительно ли она может стать для горца настоящим и надежным спутником не только в долине, но и в заоблачных высотах, органи-заторы задумали проверить на практике. И к тому же руководителя экспедиции по восхождению карачаевской лошади на Эльбрус с самого детства преследовала история о смелой горянке. Исто-рия гласит, что девушка во имя спасения собственной чести бежала от захватчиков на смелом ко-не на самую вершину Эльбруса. Но спуститься оттуда она не смогла и погибла среди снегов, од-нако, не потеряв своей свободы. Мудрость народа слагается и передается веками, и в ней нет места для лжи. История смелой девушки нашла живой отклик в сердцах членов экспедиции. А тем временем шли приготовления. Предстоящая ответственная экспедиция требовала тщатель-ной, усиленной подготовки. Ведь речь шла о престиже лошади карачаевской породы, нельзя было допустить, чтобы непродуманность экспедиции привела к ее неудаче. Организаторы экспедиции понимали, что они не имеют права на ошибку, не имеют права подводить лошадей, давно зареко-мендовавших себя, как трудолюбивых, покладистых, надежных и верных товарищей. - Кто был 12 августа 1998 года в составе экспедиции по восхождению карачаевской породы лошадей на вершину Эльбруса? - Урусов Клычгерий Магометович – ведущий специалист Министерства сельского хозяйства и про-довольствия КЧР по коневодству, руководитель экспедиции, Тебуев Ахмат Мухутдинович – на тот момент он был главным врачом Черкесской городской дет-ской больницы, заместитель руководителя экспедиции, Бегеулов Борис Хаджи-Муратович – на тот момент заместитель Министра общего и профессио-нального образования КЧР, Байрамуков Умар Халитович – главный инженер ОАО Усть-Джегутинского завода ЖБИ, Хапчаев рамазан Ибрагимович – учитель средней школы №5 города Черкесска, Кубанов Эльдар Арсенович – студент КЧТИ, И непосредственно те, кто совершал восхождение: Каппушев Дагир Даутович – яковод совхоза им.Османа Касаева, Джатдоев Мурат Сулеменович – управляющий отделением №2 совхоза имени Османа Касаева и Биджиев Магомет Ахматович, работал и работаю электриком гидроэлектростанции в ауле Учкулан. - Как отбирались лошади для экспедиции? - Самое главное и единственное требование, чтобы это была лошадь карачаевской породы. Для экспедиции отобрали трех лошадей с безупречной родословной. Это Хурзук, Даур и Имбирь. - Как велась подготовка лошадей? - Готовили в усиленном режиме. Соответствующее питание и физические нагрузки контролирова-ли специалисты и лично Клычгерий Магометович Урусов. - Использовалась ли в экспедиции по восхождению на Эльбрус специальная экипировка для лошадей? - Экипировка использовалась обычная. Мы же стремились выявить выносливость карачаевских лошадей, а не именно этих трех лошадей, одетых в скафандры. Необходимым условием экспеди-ции было выявить особенности лошади в естественных условиях. Да мы использовали подковы с закручивающимися шипами, но это не такая уж и редкость, такие подковы часто используются владельцами лошадей в зимний период. Единственная непривычная деталь экипировки – солнце-защитные очки для лошадей. Но их использование было вынужденной и необходимой мерой. - Как проявили себя лошади в этой экспедиции? - Если вам придется когда-нибудь услышать, что лошади карачаевской породы самые выносли-вые, неприхотливые и преданные существа на свете, верьте этому. Дело в том, что организаторы ведь не были стопроцентно уверены, что лошади смогут преодолеть это препятствие. И, когда мы уже пошли на восхождение, поднялась буря, альпинисты стали поспешно спускаться вниз, мы то-же решили переждать. Однако погода не становилась лучше, а ждать мы больше не могли. Одну лошадь мы оставили внизу у Приюта Одиннадцати на тот случай, если восхождение с Хурзуком и Дауром было бы неудачным, то мы попытались бы повторить попытку с Имбирем. Итак, с Хурзу-ком и Дауром мы пошли на восхождение. На каждую из них навьючили около 100 килограммов гру-за и время от времени садились сами. Уже скоро стало понятно, что лошади и здесь продолжают помогать человеку, облегчая ему передвижение и перевозку груза. На этой заоблачной высоте, которую даже люди не все могут перенести, а у лошадей других пород идет носом кровь, отекают легкие, то есть лошадь не выживает, карачаевская лошадь продолжала демонстрировать уверен-ность, высокую работоспособность, она не теряла осторожности при выборе тропы, продолжала адекватно воспринимать команды человека. Достаточно быстро восстанавливалась. Было такое ощущение, что она не чувствует разницы в 3000 метров от ее естественной среды обитания. - Как лошади вели себя на вершине Эльбруса? - Абсолютно уверенно и спокойно. Это мы сходили с ума от счастья оттого, что экспедиция удалась. Все стало на свои места. Карачаевская лошадь на вершине Эльбруса. Она взошла на свой достойный пьедестал. - Какие «сюрпризы» приготовил Эльбрус? - Эльбрус известен частой сменой погоды. Только что светит солнце и буквально за минуту все меняется, поднимается снежный вихрь, передвижение становится невозможным. Резко меняется температура. Представьте себе, что мы начали восхождение при температуре 20 градусов тепла и буквально за пару часов поднялись до минус 20. Но карачаевские лошади обладают прекрасным здоровьем и легко акклиматизируются в различ-ных климатических условиях. Они устойчивы к простудным заболеваниям. Лошади карачаевской породы, наряду с рабочим использованием в сельскохозяйственном про-изводстве, перспективны для массового конного спорта и пробегов, конной охоты и туризма, служ-бы в армии. Наши лошади не заменимы для езды по крутым склонам, они не знают устали. Данное восхожде-ние стало лишним тому подтверждением. Высокие качества карачаевской лошади еще в начале прошлого века сделали ее привлекательной для службы на границах... Уже тогда карачаевские лошади имели высокий спрос и высокую цену. - Вы довольны результатом экспедиции? - Доволен, - это легко сказано. С тех пор, как мы стали готовиться к экспедиции, мы просто жили ею. А это не много, немало, около четырех лет. На нас легла ответственность защищать имя, честь и достоинство карачаевской лошади. Мы благодарны всем, кто оказал нам помощь в органи-зации экспедиции по восхождению на Эльбрус. И в первую очередь Сапару Лайпанову, мэру Кара-чаевска. Он был единственный, кто оказал нам финансовую поддержку. Вот так с достоинством и простотой, присущей карачаевцам, без помпезности и широкой рекла-мы, используя самое простое обмундирование и рядовых карачаевских лошадей, эти люди совер-шили подвиг, вписав имя карачаевских лошадей в историю человечества. Они еще раз подтвер-дили основательность, сказанных доныне похвальных слов в адрес карачаевских лошадей. Тогда в 1998 году Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики №288 от 26 сентября 1998 года все члены экспедиции были награждены Почетной грамотой Правительства КЧР, а позже Указом Президента РФ №277 от 13 марта 2002 года за весомый вклад в развитие спортивного туризма Урусов Клычгерий Магометович, Тебуев Ахмат Мухутдинович, Бегеулов Борис Хаджи-Муратович, Байрамуков Умар Халитович, Хапчаев рамазан Ибрагимович, Кубанов Эльдар Арсенович, Каппушев Дагир Даутович, Джатдоев Мурат Сулеменович, Биджиев Магомет Ахматович, Хачиров Марат Иссаевич были награждены Орденом «За заслуги перед отечеством» II – ой степени.
|