Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Озабоченные ухудшающимся социально-экономическим и политическим положением балкарского народа, проведя несколько десятков общественных акций в защиту его прав и не добившись ощутимых результатов, в очередной раз обращаемся к Вам, в надежде быть услышанными.
В 2005 году Парламентом Кабардино-Балкарской республики были приняты два закона: 13-РЗ "О статусе и границах муниципальных образований в КБР и 12-РЗ "Об административно территориальном устройстве КБР". Эти законы противоречат Федеральному закону 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституции РФ.
По этим законам земли сельских поселений, преимущественно балкарских, были выделены в т.н. межселенные территории, то есть, выведены из юрисдикции сельских по-селений, и отданы в распоряжение республиканских властей. Так же результатом действия антиконституционных республиканских законов стало исчезновение двух крупнейших балкарских сел - Хасаньи и Белой речки (общая численность населения 15 000), которые без согласия их жителей были поглощены городом Нальчиком, что противоречит Конституции РФ(подтверждено КС РФ) и смыслу Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федераций», основная суть которого сводится к приближению власти к народу, в данном же случае власть от народа была отдалена.
Несколько граждан КБР балкарской национальности, пройдя через суды разных инстанций, добились решений Конституционного Суда РФ, который в своих определениях 171-О-П от 3.04.2007 г. и 715-О-П от 02.10.2007 г. признал незаконность создания в КБР межселенных территорий, а так же неправомерность упразднения муниципальных образований без учёта мнения населения данных сёл. Но вот уже четвёртый год руководство КБР игнорирует определения Конституционного Суда РФ.
Для оправдания неисполнения определений КС РФ руководство КБР, ссылаясь на следующую фразу из определения 171-О-П от 3.04.2007 г.: «...используя в случае споров согласительные процедуры..», создало согласительную комиссию, которая, вместо раз-решения споров между муниципальными образованиями, стала решать судьбу самого федерального закона 131-ФЗ в КБР. В течении двух лет руководство республики рапортовало перед федеральным центром о своей неустанной работе по претворению в жизнь упомянутых определений КС, ссылаясь на согласительную комиссию, которая за время своей деятельности не приняла ни одного решения.
Заручившись поддержкой федеральных властей в разрешении споров по поводу неких земель общего пользования, парламент КБР принял закон «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства», по которому все горные пастбища, находящиеся преимущественно в местах компактного проживания балкарцев, незаконно отнесенные в 2005 году к межселенным, предусматривается передать в государственную собственность под видом отгонных пастбищ (произошла подмена названия, а суть осталась), что является при рыночной экономике анахронизмом(напомним, что Совет Федерации в своем экспертном мнении высказался категорически против введения в КБР земель отгонного животноводства: «Предлагаемая поправка, по нашему мнению, не только не ведет «к сохранению межнационального мира и согласия», но значительно усиливает политические и экономические конфликты, вызванные незаконным введением межселенных территорий самого разного типа в зависимости от тех собственников, в распоряжении которых оказались эти земли. Её принятие означает попытку решить имеющиеся проблемы в пользу только одной из конфликтующих сторон... предлагаемая по-правка содержит риски усиления конфликтогенности в Республике, поскольку так называемые межселенные территории имеют чисто республиканскую специфику, связанную, прежде всего, с попыткой сохранения у властных или приближенных к власти структур собственности и ресурсов, а не с территориальной реорганизацией, вызванной муниципальной реформой»).
Если учесть, что на момент депортации балкарского народа в 1944 г. территория Бал-карии составляла 503064 га и из этой территории в настоящее время изъяты в государственную собственность для природоохранных целей:
- 87 000 га, занимаемые «Национальным парком Приэльбрусье»; - 53 300 га. занимаемые «Кабардино-Балкарским Высокогорным заповедником»: - 141 897 га, занимаемые лесным фондом (заповедниками и охотхозяйствами), снежны¬ми горами, ледниками, межселенными землями по Кавказскому хребту и приграничной полосой до 30 км. За вычетом этих площадей, для хозяйственной деятельности горных поселений остается 220 867 га пастбищ и сенокосов, три четверти из которых под видом «земель отгонного животноводства» предполагается перевести в госсобственность. Оставшаяся территория, ввиду своей неразграниченности, находится в ведении районных властей. Таким образом балкарский народ оказывается лишенным ареала жизнедеятельности и ставится на грань выживания - в отсутствие всякой промышленности, жители горных сел лишаются права пользования пустующими пастбищами и сенокосами.
И если учесть, что балкарский народ ранее уже был выбит из политической жизни республики, то становятся ощутимыми реальные масштабы кризиса, поразившего его. В аналогичной ситуации оказались русскоязычные районы КБР, жители которых после раз-вала колхозов и совхозов также не получили земельные паи и сегодня в массовом порядке покидают республику.
Шаги, предпринимаемые сегодня руководством КБР в точности совпадают с лозунгами черкесских националистических организаций о строительстве «Великой Черкессии», де-факто на территории Кабардино-Балкарской республики Черкессия уже построена.
Для решения озвученных проблем предлагаем:
1) Исполнить определения Конституционного Суда РФ №171-0-П от 3 апреля 2007 года и №715-0-П от 2 октября 2007 года.
Разграничить всю территорию КБР между муниципальными образованиями. Восстановить муниципальный статус, упраздненных без волеизъявления жителей, сел Адиюх, Белая Речка, Кенже, Хасанья.
2) Ввести в полном объеме на территорий КБР нормы федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федераций».
Провести разграничение собственности на землю, обеспечить самостоятельность в принятии решений муниципальными образованиями в пределах предусмотренных за-коном полномочий.
3) Разработать механизм защиты, политических и экономических прав балкарского народа с целью сохранения его самобытности и равноправного с народами КБР развития.
В частности восстановить районы на момент депортации, согласно закону о реабилитации (следует отметить, что восстановление балкарских районов не затрагивает интересы кабардинских сел и не приводит к чересполосице). Обеспечить свободные выборы представительных органов и руководителей муниципального уровня.